#Соразвит14 В процессе рефлексии курса "Сетевое сотрудничество и профессиональное развитие была написана эта статья.

Концепция информационной среды организации на основе теорий конструктивизма и  коннективизма уточнение терминов и контента

 Аннотация. Статья содержит анализ известных подходов к теории конструктивизма и коннективизма. Использования кооперации и коллаборации. Актуальность исследования  обусловлена активным совершенствованием организаций разного типа и развитием обучающихся организаций. Эти тенденции привели к тому, что в развитии теорий и практических методик формирования информационного пространства целесообразно добавить и уточнить термины педагогических теорий – конструктивизма и коннективизма, проанализировать необходимость использования принципов коллаборации и кооперации.
Результаты исследования позволили представить информационное пространство как конструктивную систему, состоящую из информационной системы организации, профессиональной коллективной информационной среды, персональной информационной среды – в сетевом понимании – корпоративной сети, профессиональной сети (поставщики, партнеры, консультанты, клиенты…), глобальной сети, в которой знание формируется на основ конструктивизма и коннективизма, кооперации и коллоборации. При этом коннективизм предполагает активные доверительные взаимодействия для получения новых знаний и принятия обоснованных решений, а коллаборация  является основой истинного партнерства.
Основные принципы конструктивизма в обучающейся организации реализуются целостно и мотивировано по причине активности пользователя – он не просто обучается, а обучается для решения поставленной задачи или возникшей проблемы. Информационное пространство должно содержать вариативные модели решения похожих задач и проблем
Успешная обучающаяся организация использует коннективизм и коллаборацию для поддержки разнообразия, открытости, связей и знаний, которые позволяют достигнуть поставленные цели развития.
Проекция коннективизма на обучающуюся организацию и ее информационное пространство, то можно выделить такие ситуации: решение функциональных задач, как правило, не предполагает использование коннективизма (кроме процедур усовершенствования технологических процессов) и подразумевает четкие алгоритмы исполнения операций, формирования данных, их обработки и хранения; выполнение задач подготовки к принятию сложных решений, работа груп по развитию организации, интеллектуальных проектов предполагает формирование активного сообщества, в котором коннективизм является теорией, позволяющей формировать новые знания, вносить коррективы в деятельность организации и формировать эти знания при помощи цифровых технологий и коллаборации.  Автор впервые активно использовала не только публикации ученых и практиков, а и блоги, дискуссии, комментарии. Это позволяет сделать вывод о том, что данная статья – продукт коннективистского курса «Сетевое сотрудничество и профессиональное развитие», автором которого является И. Травкин
Исследования привели к построению карты информационного пространства организции, предстваленной на рис. 1, которая демонстрирует информационное пространство как конструктивную систему, состоящую из информационной системы организации, профессиональной коллективной информационной среды, персональной информационной среды – в сетевом понимании – корпоративной сети, профессиональной сети (поставщики, партнеры, консультанты, клиенты…), глобальной сети, в которой знание формируется на основ конструктивизма и коннективизма, кооперации и коллоборации. При этом коннективизм предполагает активные доверительные взаимодействия для получения новых знаний и принятия обоснованных решений, а коллаборация  является основой истинного партнерства.

Рис. 1. Карта информационного пространства (среда, система, сеть, методы, теории)
Выводы. Информационное пространство организации может быть представлено как конструктивная система, состоящая из информационной системы организации, профессиональной коллективной информационной среды, персональной информационной среды – в сетевом понимании – корпоративной сети, профессиональной сети (поставщики, партнеры, консультанты, клиенты…), глобальной сети, в которой знание формируется на основ конструктивизма и коннективизма, кооперации и коллаборации. При том коннективизм предполагает активные доверительные взаимодействия для получения новых знаний и принятия обоснованных решений, а коллаборация является основой истинного партнерства.
Успешная обучающаяся организация использует коннективизм и коллаборацию для поддержки разнообразия, открытости, связей и знаний, которые позволяют достигнуть поставленные цели развития.
Статья будет опубликована в журнале "Кибернетическое управление и информационные технологии" на английском языке. 
Список использованных источников
1.  Сенге П. Пятая дисциплина. Искусство и практика самообучающейся организации – Олимп-Бизнес. 2003. – 568с.
2.Бугайчук К.Л. Сетевые сообщества: поход участию с позиций коннективизма Электронный журнал «Социальный компьютинг»   http://sc-journal.mggu-sh.ru/
3. Downes, S. (2009). The Cloud and Collaboration. URL: http://www.downes.ca/post/51343
4. Description of Connectivism. URL: http://www.connectivism.ca/about.html
5.Захарчук О.Г. Принципы конструктивизма http://www.dialog21.ru/zakharchuk/zakharchuk_konstruct_princip.htm
6.  Кухаренко В.Н. Теории обучения: бихевиоризм, когнитивизм, конструктивизм [Электронный ресурс] http://www.slideshare.net/kvntkf/elaz-80212bkki
7. Лавров О.А. Что есть коллаборативное обучение? http://olavrov.wikidot.com/diskussia
8. Наумов В. Чтобы коннективизм стал коннективизмом http://blog.newedu.su/2014/07/14_23.html#gpluscomments
9.Попков В. В. Концептуально-теоретические основы экономического конструктивизма: препринт. Екатеринбург: МИАБ, 2010.
11.Травкин И.Ю. [#соразвит14] Сеть vs. Группа или Кооперация вместо Коллаборации [Электронный ресурс] // Fun of Teaching, 17.7.2014. URL: http://funofteaching.tumblr.com/post/92046688211/14-vs (дата обращения: 12.8.2014).
13.           Коваленко О.О. Створення інформаційного мережевого простору організації. Методологія та моделювання: Монографія. – Вінниця:ВЦ ВФЕУ, 2009. –  232с.
15. Кухаренко В.Н. От коннективизма к сМООС // http://kvn-e-learning.blogspot.com/2013/07/blog-post.html
16.Рябинин А. Коннективизм, как теория обучения, блог лаборатории мультимедиа http://blog.labmedia.su/2010/08/blog-post_21.html
19. Котлер Ф., Келлер К. Маркетинг-менеджмент. – 12-издание. – СПБ: Питер,2007, - 816 с.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Система управління освітнім процесом та підтримки методичної та наукової діяльності

Конфликт систем