#соразвит14 Концепция информационной среды организации на основе теорий конструктивизма и коннективизма – уточнение терминов и контента

Елена Коваленко

Концепция информационной среды организации на основе теорий конструктивизма и  коннективизма уточнение терминов и контента

 Аннотация. Статья содержит анализ известных подходов к теории конструктивизма и коннективизма. Использования кооперации и коллаборации. Актуальность исследования  обусловлена активным совершенствованием организаций разного типа и развитием обучающихся организаций. Эти тенденции привели к тому, что в развитии теорий и практических методик формирования информационного пространства целесообразно добавить и уточнить термины педагогических теорий – конструктивизма и коннективизма, проанализировать необходимость использования принципов коллаборации и кооперации.
Результаты исследования позволили представить информационное пространство как конструктивную систему, состоящую из информационной системы организации, профессиональной коллективной информационной среды, персональной информационной среды – в сетевом понимании – корпоративной сети, профессиональной сети (поставщики, партнеры, консультанты, клиенты…), глобальной сети, в которой знание формируется на основ конструктивизма и коннективизма, кооперации и коллоборации. При этом коннективизм предполагает активные доверительные взаимодействия для получения новых знаний и принятия обоснованных решений, а коллаборация  является основой истинного партнерства.
Основные принципы конструктивизма в обучающейся организации реализуются целостно и мотивировано по причине активности пользователя – он не просто обучается, а обучается для решения поставленной задачи или возникшей проблемы. Информационное пространство должно содержать вариативные модели решения похожих задач и проблем
Успешная обучающаяся организация использует коннективизм и коллаборацию для поддержки разнообразия, открытости, связей и знаний, которые позволяют достигнуть поставленные цели развития.
Проекция коннективизма на обучающуюся организацию и ее информационное пространство, то можно выделить такие ситуации: решение функциональных задач, как правило, не предполагает использование коннективизма (кроме процедур усовершенствования технологических процессов) и подразумевает четкие алгоритмы исполнения операций, формирования данных, их обработки и хранения; выполнение задач подготовки к принятию сложных решений, работа груп по развитию организации, интеллектуальных проектов предполагает формирование активного сообщества, в котором коннективизм является теорией, позволяющей формировать новые знания, вносить коррективы в деятельность организации и формировать эти знания при помощи цифровых технологий и коллаборации.  Автор впервые активно использовала не только публикации ученых и практиков, а и блоги, дискуссии, комментарии. Это позволяет сделать вывод о том, что данная статья – продукт коннективистского курса «Сетевое сотрудничество и профессиональное развитие», автором которого является И. Травкин
Введение. Развитие теории и практики построения информационного пространства стало особенно актуально в постиндустриальном обществе и с развитием сетевых информационных технологий. Кроме того, это обусловлено активным совершенствованием организаций разного типа и развитием обучающихся организаций [1]. Именно эти тенденции привели к тому, что в развитии теорий и практических методик формирования информационного пространства целесообразно добавить и уточнить термины педагогических теорий – конструктивизм и коннективизма, проанализировать необходимость использования принципов коллаборации и кооперации.
Актуальность исследования связана также с необходимостью системного подхода к формированию эффективной деятельности органзиации и ее информационного пространства.
Анализ последних исследований и публикаций. Вопросы использования теорий систем, конструктивизма, коннективизма, кооперации и коллаборации исследуют ученые разных отраслей. Среди научных публикаций и практических примеров использования можно отметить  научные работы и интернет-блоги Бугайчука К., Даунса С., Захарчука О., Кухаренко В., Лаврова О., Наумова В., Попкова В., Сименса Г., Сенге П., Травкина И. и других [1-11]. Результаты данного исследования сформировались в следствие рефлексии после обучения в открытом курсе «Сетевое сотрудничество и профессиональное развитие», автором которого является Иван Травкин. Материалы участников курса также использованы при написании данной статьи. Работа в курсе обосновала необходимость дополнения теории информационного пространства организации [8; 11;13].
Цель статьи – уточнить основные термины и смысл использования теорий конструктивизма, коннективизма, методов кооперации и коллаборации при формировании информационного пространства организации.
Результаты исследования. Анализ научных работ использования конструктивизма показал, что он активно используется в педагогике [6], теории систем [5] и  экономике [9].
По определению В. Попкова – «экономический конструктивизм – это сознательное конструирование экономической действительности в соответствии с ценностными предпочтениями социального (индивидуального и коллективного) субъекта, учитывающее структурное и параметрическое сопряжение объекта и субъекта на основе принципов самореферентности, двойственности, кругообразности и циклической причинности» [10].
Основные принципы конструктивизма в теории информационного пространства могут быть представлены следующим образом:
1.                Единство объекта и субъекта в функционально целостном процессе анализа, синтеза и управления это прежде всего целостный процесс существования и развития организации и ее информационного пространства (концепция двух зеркал) [5;12]
2.                 Принцип функциональной дополнительности взаимодействующих систем (как интерпретация известного принципа «диалектического противоречия»), позволяет реализовать двойное отражение – с одной стороны мониторинг текущей деятельности, с другой стороны – прогнозирование будущей деятельности [5; 12].
3.  Сведение любого высшего уровня обобщённого представления модели сложной системы к любому конкретизирующему уровню её представления (в любом конкретизирующем аспекте и для любого функционального состояния этой модели) – представление информационного пространства в виде кортежа подпространств от глобальной сети до персональной профессиональной среды [5;13].
4.Алгоритмичность всех моделирующих построений позволяет оптимизировать информационное пространство при помощи выявления дублирующих операций, оценки частоты использования инструментов и связей [5;13].
5.  Актуальность представления всех моделей, что означает рекуррентно-рекурсивную развиваемость (как поэтапную уточняемость) каждой модели (методом последовательных приближений, реализуемом в структурной форме). Общесистемный алгоритм применяется к предыдущему состоянию уточняющего развития модели, определённой в её внешней информационной среде – актуализированном объёме информации об объектной области (т. е. рекуррентно). Этот принцип может быть дополнен цитатой П. Сенге: «Системное мышление … нуждается в умениях и дисциплинах, позволяющих строить новое видение, вырабатывать интеллектуальные модели, организовывать групповое обучение и поощрять личное мастерство». Кроме этого, этот принцип согласуется с определением математического конструктивизма основным методом построения математических теорий должна быть не дедукция, а конструктивно—генетический метод, согласно которому любой математический объект и любые утверждения о нем должны быть результатом деятельности мышления по построению более сложных конструкций из более простых, по определенным, простым и легко контролируемым правилам построения — алгоритмам, позволяющим с помощью конечного числа шагов, конечного числа операций за конечное время однозначно получить итоговую конструкцию [5; 1; 14]. 
Принципы конструктивизма В. Попкова могут быть адаптированы к организации и ее информационному пространству таким образом:
Принцип самореферентности предполагает использование кибернетических систем второго порядка, т.е. пространства, которое включает в себя наблюдателя.
Принцип кругообразности приводит к кругообразной организации систем, которую можно определить понятием организационной замкнутости, под которой понимается закрытость, автономность, идентичность исходного и конечного. Любой продукт такой системы автоматически превращается в ее же исходный пункт для очередного витка. Принцип развития по спирали активно используется  при формировании информационного пространства как  принцип развития коллективного информационного знания, использования известных идей и принципов на новом уровне развития.
Принцип двойственности система принимает участие во взаимодействиях с факторами внешней среды, выступающими в роли инициаторов непрерывных структурных изменений, которые задают динамику ее состояний, но всегда сохраняя кругообразность и замкнутость области взаимодействия со своей внешней средой. Информационное пространство расширяется для взаимодействий с внешней средой, оставаясь замкнутым на уровне пользователя и/или команды пользователей.
Принцип циклической причинности в информационном пространстве может быть представлен как принцип использования данных и знаний, которые, в свою очередь, становятся причиной формирования новых идей и проектов, активно влияющих на развитие информационного пространства и организации [10].
Используя определение П. Сенге, что «обучающаяся организация — это место, где люди постоянно открывают, что именно они создают реальность, в которой живут и действуют» [1], и принимая за факт, что современная успешная организация это обучающаяся организация, можно предположить, что педагогические теории обучения могут быть использованы в исследованиях деятельности организации и ее информационного пространства.
Идеи конструктивизма в педагогике представлены в работах Д. Сименса, С. Даунса, В. Кухаренка, В. Наумова, О. Лаврова и других.  
В. Н. Кухаренко определяет конструктивизм как направление развития обучения в виде активного процесса, в котором обучаемые конструируют знания на основе собственного опыта и ранее полученных знаний [6]. Информационное пространство организации при этом должно иметь контент полученных знаний и опыта. Основные принципы конструктивизма в обучающейся организации реализуются целостно и мотивировано по причине активности пользователя – он не просто обучается, а обучается для решения поставленной задачи или возникшей проблемы. Информационное пространство должно содержать вариативные модели решения похожих задач и проблем (по материалам В. Наумова [8]).
Рассмотрим основные принципы и определения теории коннективизма в проекции формирования информационного пространства организации для активного сотрудничества и принятия решений.
И. Травкин, ссылаясь на работы Д. Сименса и С. Даунса, рассматривает коннективизм как теорию «о том, как происходит обучение в эпоху цифровых технологий». Коннективизм исходит из того, что решения принимаются основе быстро меняющихся взглядов и знаний. Новые знания постоянно приобретаются и «жизненно важно различать разницу между важными и неважными знаниями», особенно теми, которые влияют на принятие ключевых решений [11].  
В.Н. Кухаренко в своем блоге говорит о том, что отношение к коннективизму неоднозначное [15]. Цитируя К. Бугайчука о том, что «коннективизм пытается описать «успешные» сети, которые разнообразны, автономны, открыты и имеют связи, а также практики, которые ведут к таким сетям» [2], можно спроецировать коннективизм на организацию и ее информационное пространство, то можно выделить такие ситуации:
1. Решение функциональных задач, как правило, не предполагает использование коннективизма (кроме процедур усовершенствования технологических процессов) и подразумевает четкие алгоритмы исполнения операций, формирования данных, их обработки и хранения.
2. Выполнение задач подготовки к принятию сложных решений, работа груп по развитию организации, интеллектуальных проектов предполагает формирование активного сообщества, в котором коннективизм является теорией, позволяющей формировать новые знания, вносить коррективы в деятельность организации и формировать эти знания при помощи цифровых технологий и коллаборации.
Теория С. Даунса и Д. Сименса описывает обучение как процесс создания соединения и развитии сетей. Она основана на предпосылке, что знания существуют в мире, а не внутри разума человека. Коннективизм рождается в сети и развивается от узла к узлу с разной силой влияния связей. И конечно, коннективизм развивает саму сеть, делая ее устойчивой и эффективной, подтверждая теорему Эшби. [8].
Рябинин А., анализируя работы Сименса и Даунса  выделяет такие основные принципы коннективизма [16]:
·    Обучение и знания лежат в многообразии мнений.
·      Постоянное обучение за счет налаживания новых связей (полезных естественно).
·   Принятие решений, как процесс обучения.
· Варьирование правильности ответов в зависимости от изменений окружающей среды.
Для организации и  ее информационного пространства эти принципы могут быть  представлены таким образом:
1.Развитие организации непосредственно связано с развитием ее знаний и информационного пространства, что может быть реализовано на основе многообразия знаний агентов организации (под агентами мы понимаем людей, програмные приложения, базы знаний, форумы, научно-практические разработки).
2.Постоянное обновление связей. Абсолютно согласна с комментарием В. Наумова «Чтобы "коннективизм" по образу и подобию Сименса and C стал коннективизмом, первому стоило бы для самоорганизации вспомнить и, ИМХО, руководствоваться теоремой Эшби: «У системы тем больше возможностей в выборе поведения, чем сильнее степень согласованности поведения ее частей» [8].
3.                Принятие решения на основе знаний обучающейся организации и формирование полученного решения как знания-опыта для дальнейшей деятельности.
4.Вариативные модели принятия решения, выполнения функциональных процессов в зависимости от изменений окружающей среды.
Учитывая, что теория коннективизма предполагает использование совместной деятельности, рассмотрим понятия коллаборации и кооперации. По определениям Википедии [17] коллаборация — процесс совместной деятельности, например в интеллектуальной сфере, двух и более человек или организаций для достижения общих целей, при котором происходит обмен знаниями, обучение и достижение согласия. Как правило, этот процесс требует наличия руководящего органа, при этом форма руководства может быть и общественной при сотрудничестве равноправных членов децентрализованного сообщества. Считается, что участники коллаборации могут получить больше возможностей достижения успеха в условиях конкуренции за ограниченные ресурсы. Коллаборация может существовать и при противоположности целей, но в этом контексте данное понятие используется редко.
В своем блоге, И. Травкин представляет понятие коллаборации (групповой формы сотрудничества), которая характеризуется «схожестью» (sameness) участников взаимодействия (их внутренней организации) в том смысле, что они легко образуют коллектив, и имеет место диффузия общего, синхронизированного знания (в нем, очевидно и содержится представление об общей цели). Работая над отведенными им подзадачами, участники коллаборации всегда решают общую задачу, т. е. индивидуальные уссилия имеют семантическую (смысловую) согласованность, “складываются” в осознаваемую каждым общую картину [11; 3].
Кооперация может пониматься как использование общей системы или инфраструктуры для коммуникации. Сообщество в этом случае определяется самим взаимодействием и связями между взаимодействующими. Совокупный результат кооперации можно описать с точки зрения взаимодействий в инфраструктуре, а не следования общему плану на уровне отдельных участников. Обращаясь к метафоре мозга, мысль — это не то, что передается от нейрона к нейрону, а то, что возникает как результат их взаимодействия (качественно иной уровень) [18]. Такой, радикальный, по словам С. Даунса, подход к организации сотрудничества приветствует (ожидает) различие интересов. Договариваясь в процессе коммуникации, участники формируют связи, что и составляет суть кооперации [11; 3;4].
Понимание кооперации и коллаборации в организации, особенно, если это связано с бизнесом, может быть расширено определениями, которые дают Ф. Котлер, К. Келлер [19, c. 258]. Кооперативные системы в операционном смысле сопровождаются тесным сотрудничеством, однако ни одна из сторон не демонстрирует структурной заинтересованности в виде юридичеких обязательств или адаптации к нуждам другой. Коллаборация же предполагает доверие и заинтересованность настолько высокими, что это приводит к образованию истинного партнерства.
Все выше сказанное привело к построению карты информационного пространства организции, предстваленной на рис. 1, которая демонстрирует информационное пространство как конструктивную систему, состоящую из информационной системы организации, профессиональной коллективной информационной среды, персональной информационной среды – в сетевом понимании – корпоративной сети, профессиональной сети (поставщики, партнеры, консультанты, клиенты…), глобальной сети, в которой знание формируется на основ конструктивизма и коннективизма, кооперации и коллоборации. При этом коннективизм предполагает активные доверительные взаимодействия для получения новых знаний и принятия обоснованных решений, а коллаборация  является основой истинного партнерства.

Рис. 1. Карта информационного пространства (среда, система, сеть, методы, теории)
Выводы. Информационное пространство организации может быть представлено как конструктивная система, состоящая из информационной системы организации, профессиональной коллективной информационной среды, персональной информационной среды – в сетевом понимании – корпоративной сети, профессиональной сети (поставщики, партнеры, консультанты, клиенты…), глобальной сети, в которой знание формируется на основ конструктивизма и коннективизма, кооперации и коллаборации. При том коннективизм предполагает активные доверительные взаимодействия для получения новых знаний и принятия обоснованных решений, а коллаборация является основой истинного партнерства.
Успешная обучающаяся организация использует коннективизм и коллаборацию для поддержки разнообразия, открытости, связей и знаний, которые позволяют достигнуть поставленные цели развития.
Список использованных источников
1. Сенге П. Пятая дисциплина. Искусство и практика самообучающейся организации – Олимп-Бизнес. 2003. – 568с.
2. Бугайчук К.Л. Сетевые сообщества: поход участию с позиций коннективизма Электронный журнал «Социальный компьютинг»  http://sc-journal.mggu-sh.ru/
3. Downes, S. (2009). The Cloud and Collaboration. 3http://www.downes.ca/post/51343
4. Description of Connectivism. URL: http://www.connectivism.ca/about.html
5.Захарчук О.Г. Принципы конструктивизма http://www.dialog21.ru/zakharchuk/zakharchuk_konstruct_princip.htm
6.Кухаренко В.Н. Теории обучения: бихевиоризм, когнитивизм, конструктивизм [Электронный ресурс] http://www.slideshare.net/kvntkf/elaz-80212bkki
7. Лавров О.А. Что есть коллаборативное обучение? http://olavrov.wikidot.com/diskussia
8. Наумов В. Чтобы коннективизм стал коннективизмом http://blog.newedu.su/2014/07/14_23.html#gpluscomments
9. Попков В. В. Концептуально-теоретические основы экономического конструктивизма: препринт. Екатеринбург: МИАБ, 2010.
11.  Травкин И.Ю. [#соразвит14] Сеть vs. Группа или Кооперация вместо Коллаборации [Электронный ресурс] // Fun of Teaching, 17.7.2014. URL: http://funofteaching.tumblr.com/post/92046688211/14-vs (дата обращения: 12.8.2014).
12.   Коваленко Е.А. Введение в теорию информационного пространства организации // «Экономика и современный менеджмент: теория и практика»: сборник статей по материалам XXIX международной научно-практической конференции. (11 сентября 2013 г.)http://sibac.info/sibac.info/2009-07-01-10-21-16/10179-
13.   Коваленко О.О. Створення інформаційного мережевого простору організації. Методологія та моделювання: Монографія. – Вінниця:ВЦ ВФЕУ, 2009. –  232с.
15.           Кухаренко В.Н. От коннективизма к сМООС // http://kvn-e-learning.blogspot.com/2013/07/blog-post.html
16.           Рябинин А. Коннективизм, как теория обучения, блог лаборатории мультимедиа http://blog.labmedia.su/2010/08/blog-post_21.html
17.           Коллаборация https://ru.wikipedia.org/wiki/Коллаборация
18.           Кооперация https://ru.wikipedia.org/wiki/Кооперация

19.           Котлер Ф., Келлер К. Маркетинг-менеджмент. – 12-издание. – СПБ: Питер,2007, - 816 с.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

#Соразвит14 В процессе рефлексии курса "Сетевое сотрудничество и профессиональное развитие была написана эта статья.

Система управління освітнім процесом та підтримки методичної та наукової діяльності

Конфликт систем